Диагностика времени
Анкеты, заполняемые по группам должностей, должны содержать личные сведения о работнике - возраст, стаж и т.п., быть понятными, целенаправленными, краткими, доступными машинной обработке, удобными для заполнения. Вопросы формулируются чётко и недвусмысленно, а в случае оценочных - определяются их границы.
Анализ использования рабочего времени.
На основе изучения данных получить несколько полезных показателей:
_ ПЗ+ ОП + ОМ + ОЛН, мин _
Коэффициент использования рабочего дня = Продолжительность рабочего дня, мин.
Где ПЗ - подготовительно-заключительное время;
ОП - оперативное время;
ОМ - время обслуживания рабочего места;
ОЛН - нормативное время на отдых и личные надобности.
Коэффициент потерь общее количество дней, потерянных по причине отсутствия
времени = Среднее количество работников X число отработанных дней
Коэффициент потерь рабочего времени ПР - ОЛН, мин
по вине работника = Продолжительность рабочего дня, мин
где ПР - перерывы, зависящие от работника.
Коэффициент потерь рабочего времени, ПН, мин _
не зависящих от работника = Продолжительность рабочего дня, мин
где ПН - потери рабочего времени, не зависящие от работника.
Коэффициент выполнения Затраты времени на выполнение несвойственных работ, мин
несвойственных работ = Продолжительность рабочего дня, мин
Можно также исчислять коэффициент дисциплинированности работников
Потери времени по вине работника
Кдисц.= 1 - Общее время работы
На основе знания данных показателей можно определить коэффициент возможного повышения производительности труда за счёт устранения потерь времени
ПР - ОЛН + ПН
КППТ = ОП
При анализе использования рабочего времени целесообразно сравнивать динамику часовой, дневной и годовой выработки. Если индекс годовой снижается, то надо искать потери.
Количество работников, хотя бы один раз
не вышедших на работу
Коэффициент вовлечённости = Среднее количество работников
Коэффициент средней Общее число потерянных дней
продолжительности отсутствия на = Количество случаев невыхода на работу
рабочем месте
Неявки целесообразно анализировать по причинам, которые можно объединить в две группы: разрешённые законом и относящиеся к потерям рабочего времени (простои, прогулы, отпуска с разрешения администрации).
Люди могут отсутствовать по болезни (подтверждаются документами). Причинами отсутствия могут быть отгулы, забастовки, особые случаи, по семейным обстоятельствам, в связи с опозданиями, без разрешения (прогул). Причинами прогулов являются плохая организация работы, монотонность, нехватка оборудования, несправедливость руководства, его некомпетентность, авторитарные методы, агрессивность, жесткость, личные конфликты, неспособность выполнить работу, недостаток общей культуры. С прогульщиками обязательно беседуют, выявляют причины отсутствия. Борьбе с прогулами могут помочь премии за присутствие (но они вынуждают больных не брать больничные листы), улучшение графика работы.