Информационные составляющие антикризисного менеджмента.

Проводя анализ внутренней среды организации, необходимо изучить «Руководство (справочник) по организационному построению предприятий» (такого рода документы часто называют отдельными справочниками или инструкциями). Оно содержит перечень должностей с подробным описанием производственных обязанностей, взаимоотношений, полномочий, соответствующих принципов и их использования.

В качестве необходимого дополнения к этому документу следует также изучить распределение обязанностей в организации, т.е. масштабы полномочий и меры ответственности по каждой должности и выполняемые при этом функции.

Эта информация содержится в документе «Распределение обязанностей», в котором отражены следующие положения: название должности; отдел, в котором имеется эта должность; уровень положения; описание выполняемых функций; обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; число подчиненных; должность непосредственного руководителя; особые полномочия (обязанности); ограничения в полномочиях.

В итоге проделанного анализа структуры организации нужно четко определить ее соответствие принципам, установленным еще А.Файолем.

Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то информация или физические материалы, – для получения желаемых продуктов или услуг.

Поскольку устаревшие, а следовательно, и малоэффективные технологии, применяемые в организации для производства продукции или услуг, могут быть одной из причин ее кризисного состояния, то следует провести их сопоставительный анализ по отношению к технологиям, используемым наиболее успешными конкурентами организации.

Использование сотрудников организации в соответствии с их способностями обуславливает ее успешную работу. И наоборот, незнание людей, а следовательно, и их потенциальных рабочих возможностей, расстановка кадров в нарушение личностных интересов могут явиться причиной кризиса организации.

Анализ кадрового состава должен дать ответ на вопрос, правильно ли на фирме осуществлены отбор и расстановка кадров.

Здесь различают формальные и неформальные подходы к оценке. К первым относятся изучение документов, проведение тестирования, а ко вторым – интуитивные способы. Методология проведения таких оценок описана в специальной литературе по психологии.

При оценке кадров, работающих в сфере менеджмента, помимо общих характеристик (компетентность, высокие моральные качества и т.п.) исследователи должны обратить внимание на наличие таких черт личности сотрудников, как системность знаний, большая эрудиция и кругозор, ибо специалист в области менеджмента должен обладать знаниями маркетинга, экономики, последних достижений НТП и т.п.; коммуникабельность, т.е. умение находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и занимающихся разными видами деятельности; стремление к новому, высокая степень динамизма (недаром существуют такие понятия, как «турбомаркетинг», «турбоменеджмент» – умение быстро реализовывать представившийся для организации шанс в бизнесе); дипломатичность, умение гасить конфликты, ибо, являясь носителем нового, менеджер вынуждает (принуждает!) людей идти на нововведения, вызывая у них зачастую раздражение и противодействие. Если менеджеры не будут удовлетворять последнему требованию, то в организации может сложиться невыносимый психологический климат. Знание иностранных языков способствует установлению духа взаимопонимания с бизнесменами других стран, проведению рациональной политики в сфере менеджмента организации.

По мнению специалистов, три четверти проблем менеджмента лежит в области психологии. В личностном плане менеджерам должны быть присущи также такие черты, как пунктуальность, широта души, высокая культура, жизнерадостность.

Для фирмы конкурентоспособность означает возможность конкурировать на мировом рынке. Успех в состязании с конкурентами прежде всего зависит от положения дел в конкурентной среде, которое определяется: способностью поставщиков торговаться, появлением новых конкурентов, появлением товаров и услуг – заменителей, соперничеством между имеющимися конкурентами, способностью покупателей торговаться.

Аналитикам следует оценить каждую из этих пяти составляющих с точки зрения влияния на фирму. Эта оценка должна быть основана на анализе конкретной совокупности основных факторов конкурентной среды, которые, в конечном счете, и определяют конкурентоспособность фирмы: людские ресурсы (количество, квалификации, стоимость рабочей силы, этика); физические ресурсы (количество, качество, доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов и др.); ресурс знаний и информации; денежные ресурсы; инфраструктура страны и региона; политические факторы; экономические факторы; демографические и культурные факторы; микросреда фирмы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7