Информационные составляющие антикризисного менеджмента.

Конъюнктура рынка – это соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной мессе в целом. Она определяется масштабами и скоростью обновления производства, развитием потребностей, динамикой цен и денежных доходов, уровнем применения инструментов и методов маркетинга (например, рекламы). Для организации, находящейся в состоянии кризиса, когда сбыт ее продукции упал до недопустимо малой величины, объективное знание конъюнктуры рынка – основа для принятия антикризисной программы менеджмента. Цель исследования конъюнктуры рынка – установление степени влияния организации на состояние рынка и, как следствие этого, определение мер, которые следует предпринять, чтобы такое влияние резко возросло. Комплексный подход к исследованию конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Использование различных взаимодополняющих источников предполагает сбор трех видов информации: общей, коммерческой и специальной.

Общая информация состоит из данных, характеризующих рыночную ситуацию в целом. Ее источники – отраслевая и государственная статистика, официальный учет и отчетность.

Коммерческая информация включает в себя данные, получаемые от партнеров в порядке информационного обмена: заявки и заказы торговых организаций, например, о движении товаров в оптовых и розничных организациях, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.

Специальная информация содержит данные, полученные в результате проведения целенаправленных мероприятий по изучению рынка, например, опросов населения и т.п.

Главная задача информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получать количественные и качественные характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса и предложения, чтобы выявить факторы рыночной конъюнктуры:

· производство товаров в ассортименте;

· обновление товарного ассортимента;

· обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

· запасы товаров в ассортименте;

· забраковка товаров и рекламации;

· продажа товаров в ассортименте;

· изменение доли рынка, занимаемой конкурентами;

· выполнение заявок на поставку товаров;

· изменение в спросе потребителей;

· величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;

· динамика цен;

· продажа товаров по сниженным ценам.

Необходимость сочетания ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка, означает, что служба изучения рынка организации должна анализировать данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками оптовых покупателей и сведениями о движении товаров в розничной торговле, а также предсказывать вероятностный характер дальнейшего развития рынка, по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты проделанной работы, дополненные отчетными и плановыми данными, позволят выработать меры по развитию позитивных процессов, устранению имеющихся и предотвращению возможных диспропорций в работе организации.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры рынка является краткосрочным. Точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со среднесрочными и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах конъюнктуры рынка и степени их влияния, но вместе с тем точность краткосрочных прогнозов снижается за счет более высокой вариации квартальных показателей по сравнению с годовыми.

С учетом указанной специфики прогноза показателей конъюнктуры рынка для его осуществления наиболее применимы экономико-статистические методы анализа и модели прогнозирования, предусматривающие определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. При этом расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер, что определяется следующими обстоятельствами:

· любая расчетная величина имеет вероятностных характер, она не может быть однозначной и находится в определенном интервале значений;

· один и тот же показатель может быть рассчитан с использованием различных методов, дающих различные итоговые величины;

· расчеты должны осуществляться с учетом различных условий и количественных значений соответствующих параметров.

Результаты исследований конъюнктуры рынка, как правило, представляются в виде следующих документов:

· сводного обзора или доклада, содержащего обобщающие характеристики рынка и анализ динамики общеэкономических и отраслевых показателей, а также особые условия конъюнктуры;

· тематического обзора конъюнктуры, отражающего специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7