Процесс принятия управленческих решений.

Весь процесс подготовки и принятия решения является функцией проблемы, альтернатив и выполнения решения (по Виханскому О. С.).

Первая стадия

состоит в признании необходимости решения и включает: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, если проблема не существует для того, кто принимает решения, то принятие решения не состоится. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная.

Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных и требуют программированных (или формализованных) методов решений, а возможности и кризис к неструктурированным и требуют непрограммированных (или неформализованных) методов решений.

Стадия выработки решения

состоит из разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив, или возможных направлений действий для решения проблемы. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения.

Последняя стадия

выполнения решений состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Это предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, чтобы наилучшим образом использовать их способности.

Принятие решения рассматривается как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые должен пройти менеджер от начала до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы.

Ряд ограничений "реального мира", препятствуют применению рациональной модели в процессе принятия решения: иногда менеджеры не знают, что проблема вообще существует, они либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них; не представляется возможным собрать имеющуюся информацию по проблеме; ограничения во времени вынуждают менеджеров принимать не лучшие решения; рассматриваются не все альтернативы и при их оценке и выборе трудно учесть все факторы; выполнение решения не связывается менеджерами с самим решением и позволяет проблеме продолжать развиваться и становиться "вечной".

В излагаемом материале ключевое значение имеет понятие рациональности.

Слово рациональность употребляется в разных смыслах: в обиходной речи его часто используют для обозначения черты характера человека, широко распространено понятие научной рациональности и т.д. Он утвердился в науке о принятии решений, т.к. дает не только эффективный подход к выработке решения, но и к оценке качества решения до начала его воплощения в жизнь.

Управление подразумевает, что организационные изменения должны быть рациональными. Иначе говоря, менеджеры должны продумывать и планировать адекватные с точки зрения изменений рынка механизмы изменений организации.

Рациональность управления связана с принятием решений об изменениях. В настоящее время модели рационального принятия решений об изменениях связаны с созданием образов будущего состояний организации. В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить три модели принятия решений.

В рациональной модели

при принятии решения выбираются альтернативы, специально направленные на максимизацию выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности

в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии. В зависимости от преобладания в них личного или элементов организационной культуры, модель может иметь две разновидности:

Перейти на страницу: 1 2 3 4