Методы социального менеджмента.

В целом объективной основой использования организационно-ад­министративных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управ­ления — функция организации, задача организационно-администра­тивной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Административное управление часто и нередко совершенно справедливо критикуют за его недостатки. Однако следует иметь в ви­ду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечи­вает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотноше­ние организационно-административных, экономических и социаль­ных методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических ме­тодов расширяется только за счет вытеснения организационно-адми­нистративных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения. Организационно-админи­стративные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Ру­ководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако админи­стративные методы не следует отождествлять с волевыми и субъек­тивными методами руководства, т.е. администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организацион­ную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, со­циального регулирования.

В рамках конкретной организации возможно применение таких форм организационно-административного воздействия:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) согласительные формы (консультация, компромисс);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряже­ний и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нару­шение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Организационно-административные методы — это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления являет­ся создание наиболее благоприятных условий для реализации возмож­ностей управляемой системы, которые появляются благодаря исполь­зованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы внешние и внутренние формы его проявления? Каков уровень развития самоуправления в современ­ных условиях? Как зависят система планирования, организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсисте­мы управления от степени развития самоуправления?

Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из его участников сам решает вопросы в пределах отведенных полно­мочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного за­работка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реаль­ное соединение работников со средствами производства и распределе­ние по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-эко­номические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в се­бе труд и управление, иными словами, складывается новый тип соци­ально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управле­ния. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направле­ния и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объек­тивно предполагает демократизацию управления (самоуправление), сегодня решать вопросы повышения эффективности управления мож­но только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участни­ками управления производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и разви­тия самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод планомерности, а как реальное средство вовлечения в плановую и управленческую Деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления организацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5