Методы социального менеджмента.

Реализация рассмотренных ранее принципов менеджмента осуще­ствляется путем применения различных методов.

Метод управления

—это совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения поставленных организаци­ей целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направ­ленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание

— это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма

— воздействие на конкретно сложив­шуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации). Все методы управле­ния органически дополняют друг друга, находятся в постоянном дина­мическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой I Деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления;

§ организационно-административные, основанные на прямых ди­рективных указаниях;

§ экономические, обусловленные экономическими стимулами; социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

§ самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

В наиболее общем виде все методы управляющего воздействие можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основные относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономически организационно-технических и др.). Сложными, или комплексным методами социального управления являются комбинации основаны методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные, социальные и социально-психологические методы управления.

Социальные методы

управления связаны со способами достиже­ния социальных целей общества не только экономическими, организа­ционно-административными способами мотивации человеческого по­ведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, по­вышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, ме­неджеров в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли соци­ального) они во многом определяют содержательный аспект управле­ния и задают вектор развития всем другим методам воздействия. На­пример, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социаль­ной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы менеджмента включают широкий спектр ме­тодов социального нормирования, социального регулирования, мо­рального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы вклю­чают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правил внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним отно­сятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профес­сиональной деятельности.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирова­ния и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологиче­ского механизма, действующего в коллективе, в состав которого вхо­дят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, сис­тема взаимоотношений, социальные потребности и другие социаль­но-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характе­ристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспече­ние растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активно­сти личности и эффективной деятельности коллективов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5