Система, функции и принципы социального менеджмента.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального менеджмента:

• конкретно-исторический, который предполагает изучение от­ношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов:

• комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социаль­но-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

• аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отноше­ний управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется ка­кой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);

• системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвя­занных, объединенных общей целью элементов, выявить свой­ства системы, ее внутренние и внешние связи.

К эффективным методам науки социального менеджмента отно­сятся моделирование (применяются различные виды моделей — вер­бальные, физические, графические, математические и др.), экспери­мент — социологический и психологический (опросы, тестирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические методы (про­граммирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный анализ и др.).

Основная цель методологических исследований состоит в выра­ботке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получе­ния знаний о явлениях, системах и процессах управления.

Отношения управления подразделяются на:

§ отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социально­го управления;

§ отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи): между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи) между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;

§ отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).

Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:

§ отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;

§ внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (от­ношения взаимодействия элементов систем);

§ межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллек­тивные и индивидуальные;

§ временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

§ линейные, функциональные и смешанные.

В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельно­сти людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учиты­ваются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требова­ния социальных и экономических законов, проявляющихся в опреде­лении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достиже­ния. Например, к основным социальным законам относятся законы со­циального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.

Категория закон относится к той же группе категорий, что и за­кономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают об­щие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явле­ниями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассмат­ривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10