Прекращение франчайзинговых отношений

Отношения франчайзинга прерыва­ются при наличии одного из пяти следу­ющих событий:

·отмена соглашения;

·прекращение по взаимному согла­шению;

·отказ франчайзи от своих обяза­тельств;

·прекращение франчайзером кон­тракта;

·окончание срока действия соглаше­ния.

Сотрудничающие стороны обычно стараются не думать о предстоящем прекращении отношений, если они свя­заны личной заинтересованностыо. Франчайзеры и франчайзи здесь не ис­ключение, тем не менее, и это не самое приятное, франчайзер должен иметь стратегию «окончания игры» для каж­дою типа отношений.

Если они прекращаются в связи с окончанием срока действия договора, то тогда все в порядке, обе стороны получили то, о чем они договаривались, и им остается только пожать друг другу

В остальных четырех случаях: если срок договора не закончился, а отноше­ния приходится прерывать, очевидно, что обе стороны или одна из них имеют взаимные претензии типа «кто виноват и кто кому что должен". Легче всего, конечно, дожидаться, пока само все не определится, но это не выход. Не следу­ет доводить дело до суда, так как даже выигранные франчайзером процессы вредят системе в целом: отвлекается много сил, слухи будоражат клиентов, раздражают других франчайзи.

Отмена соглашении.

Этот термин при­меняется, когда отношения франчайзинга прерваны до открытия подразделе­ния. Обычно такая необходимость воз­никает из–за несоответствующей требо­ваниям договора работы франчайзи в период, предшествующий открытию подразделения. Возможно, франчайзи не собрал необходимых средств, но каковы бы ни были причины, права сторон оговорены в договоре, который нужно соблюдать. Все выплаты, причитающие­ся франчайзеру, франчайзи обязан сде­лать, что должно быть четко оговорено в договоре. Если франчайзер строит свою систему правильно, то у него вряд ли будут проблемы с отменой соглаше­ния.

Прекращение по взаимному соглаше­нию.В зарубежной практике франчайзинга это происходит редко и, как пра­вило, по причинам, не зависящим ни от франчайзера, ни от франчайзи. В этом случае подписывается соглашение о вза­имном освобождении сторон от обязан­ностей договора.

Отказ франчайзи от своих обяза­тельств.Франчайзи, желающий выйти из системы франчайзинга, может либо уведомить об этом заранее, либо нет. Самая драматическая ситуация возника­ет тогда, когда у франчайзи кончаются деньги, он закрывает свою торговую точку и исчезает, предоставив франчай­зеру и кредиторам решать все пробле­мы.

«Тихий отказ»

создает, конечно, го­раздо больше проблем. Несвоевремен­ное поступление выплат является при­знаком таких намерений франчайзи. Ме­ры следует применять не откладывая, чтобы потом франчайзера не могли об­винить в том, что он своим нерешитель­ным поведением спровоцировал ситуа­цию. Настоятельно рекомендуется при не­своевременном поступлении выплат не­медленно осуществлять контроль качества. Финансовые проблемы франчайзи часто означают, что он пытается их ре­шить за счет качества. Если ситуация исправима, возможно заключение «договора о вос­становлении", если нет, применяются пунк­ты договора о прекращении отношений.

Прекращение франчайзером контрак­та.Когда дело доходит до прекращения соглашения по инициативе франчайзера он должен иметь для этого веские объективные основания.

Франчайзи платит свои деньги в сис­тему, он хочет получить их обратно и потому может считать, что франчайзер пытается захватить контроль над его регионом, что плата роялти несправедлива, что ему мешают использовать имеющиеся возможности.

Франчайзеру следует тщательно подготовиться к принятию такого решения в частности, нужно иметь все виды письменных доказательств. В зарубежной практике суды обычно относятся с большей симпатией к франчайзи из–за многих случаев, когда франчайзеры не могли оправдать свои действия.

Перейти на страницу: 1 2