Отношения иностранных инвесторов с российскими предприятими

Сегодня российские предприятия заняты поиском инвестиций. Многие пытаются найти их через западные фонды. Как строится диалог с потенциальным инвестором ? Что от него ждать? Какую степень активности проявлять в этом диалоге?

Подавляющая часть попыток российских предприятий найти деньги в западных инвестиционных фондах успеха не имеет : отечественные руководители не могут доказать привлекательность своих предприятий в качестве объектов инвестирования . Какова процедура анализа предприятий, предваряющая решение, давать деньги или нет ? Какие факторы наиболее важны для иностранных инвесторов ?

На первом, бумажном, этапе анализируется, в каком секторе рынка работает фирма или, вернее, в каком секторе будет работать требуемый капитал. Примерно 90 процентов направляемых в фонды проектов отбрасывается уже в этот момент - большинство выбранных направлений инвестирования оказывается малоперспективным по чисто объективным причинам. То, что делает инвестор дальше (если проект вызывает принципиальный интерес , - весьма неформальная процедура. Самый первый и самый главный этап - знакомство с руководством предприятия.

Люди, которые инвестируют, пытаются прощупать, понимает ли руководство фирмы, как развивается его отрасль, знает ли, кто его конкуренты, представляет ли, откуда идут угрозы, каковы его возможности, наконец, откуда идут деньги. Ведь многие российские руководители держат у себя такую систему финансового учета, что даже не понимают, на чем они зарабытывают. Скажем, металлообрабатывающая фирма делает трубы

разных размеров. Руководство должно знать, какие размеры приносят доход, а какие убыточны. Именно из-за этого многие потенциальные инвесторы с самого начала терпят фиаско в России. “Финансовый человек” смотрит на производство, но ничего не видит. Ему кажется, что он посмотрит счета и извлечет оттуда полезную информацию, но в большинстве случаев он ее не получит.

Если на фирме нет надлежащего финансового учета, значит ли это, что она должна отказаться от мысли найти стратегического инвестора? Многие западные люди достаточно гибки. И здесь могут работать только те, кто понимает бизнес не только через финансы. Здесь нужен инвестор, который придет на фирму и поймет, перспективное это дело или нет, даже не заглядывая в счета.

Некоторые консультационные фирмы вводят в систему критериев фатальные пороки бизнеса. которые полностью препятствую заключению контрактов. К несчастью существуют типы российских руководителей, присутствие которых на фирме является фатальным пороком.Иностранные инвесторы очень боятся “красных директоров”. Это особый тип управляющего, который думает только о том, что ему нужно на какие-то деньги закупить сырье и производить, чтобы загрузить людей работой. Его схема элементарна: покупка сырья - производство - деньги - покупка сырья - производство. Он даже не задумывается, что для того, чтобы в этой схеме как элемент были деньги, он должен производить только то, что будет продаваться. В его понимании деньги сваливаются на него из ниоткуда. К примеру, можно спросить у него, каковы его взаимоотношения с клиентами или поставщиками. Он скажет: “Я думаю только о прибыли, а это все, что меня касается”. И вроде бы это правильно. Но когда его спросят: “Что ты для этого делаешь?” Он ответит: “Я закупаю сырье на три месяца, чтобы знать, что мое производство будет работать”. Этого достаточно - человек

абсолютно ничего не понимает.России нужен управляющий, который в состоянии продумать весь процесс. Чтобы продавать и делать качественно, нужно иметь необходимое сырье и знать нужды клиентов. Руководитель должен показать, что у него есть организации, которые поддерживают связь с клиентом, он должен чувствовать, что происходит на рынке, он должен, наконец, иметь связи с потавщиками. На этом этапе анализа отбрасывается еще 50 процентов фирм.

Если инвестора удовлетворяет руководство, что он делаете дальше?

Потом инвестор исследут саму фирму: как она построена, насколько стара, достаточно ли площадей под новое оборудование, где она находится, какие у нее коммуникации. Потом смотрит, как работают сотрудникти, разговаривает с ними. Оценивает, понимают ли они, зачем работают, есть ли у рабочих контакт с начальством.Потом необходимо исследовать поставщиков, клиентов, конкурентов. Спросить у руководства, кто они, Поговорить с ними, понять, можно ли иметь дело с такими поставщиками, позвонить нескольким клиентам и узнать, есть ли претензии.Сколько времени уходит на такое исследование? Все это можно сделать за две-три недели. И если создается впечатление, что бизнес перспективный, руководство способное, с инфраструкторой можно работать, конкуренты не такие сильные или эта фирма - самый сильный конкурент, рынок имеет спрос, государство не мешает или помогает, тогда нанимаются специалисты для более глубокого анализа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4