Уязвимые места фирмы

· А что если ваши нововведения не являются принципиально новым продуктом, а просто понижают стоимость несколько изменившегося в дизайне изделия? Материнская фирма, которой теперь принадлежат производственные фонды, потребует свою долю от возникшей экономии.

· Очень может быть, что пройдут годы, прежде чем нововведение окупит себя. Вряд ли вы представляете себе, чем будете заниматься, когда оно окончательно себя оправдает. Может быть, вы раньше уйдете на пенсию? Как самостоятельный хозяин, вы можете продать свою фирму за ту сумму, которая учитывала бы будущие прибыли. Но как руководитель подразделения, вы не сможете продать свое рабочее место. Одним словом, большая фирма с многочисленными подразделениями никогда не сможет соответствовать идеализированным представлениями о возможностях избирательного вмешательства. Слияние с некоей независимой фирмой неизбежно приведет к изменению условий функционирования подобного кон­гломерата, вероятной экономической недобросовестности, на которые придется реагировать усилиями контроля, повышая непроизводственные затраты и понижая степень независимости подразделений. В многоступенчатой корпо- ' рации влияние мощных стимулов существенно меньше, нежели в независимой компании. Материнская фирма в этом случае была, есть и будет владельцем основного капитала. Особенно сложен вопрос реализации новаций. Администрация нескольких огромных корпораций утверждает, "то они успешно справляются

с

этим процессом, но, уверен, далеко не многим это удается.

Масштаб производства, сфера деятельности и непроизводственные затраты в неоклассической теории

Неоклассическая теория предпринимательства в рамках фирмы, вопрос о размере фирм освещает в несколько усеченном виде. Рассмотрение производственных затрат играет решающую роль в таком подходе. На рынке с совершенной конкуренцией любая фирма должна производить в масштабе, соответствующем минимуму на временной кривой средних издержек, взятых за некий длительный период. Экономия на масштабах производства также помогает определить оптимальные размеры фирмы и структуру производства при монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Однако рассмотрение производственных затрат не дает полного объяснения размера существующих фирм.

Многие исследования полагают, что средние производственные издержки в ряде отраслей промышленности характеризуются скорее L-образными кривыми, нежели чем U-образными. Для фирм, имеющих U-образное распределение средних производственных издержек, имеется редкая возможность организовать масштаб производства наиболее эффективным образом. Это проиллюстрировано на рис. 2 (а). Наоборот, для фирм, имеющих L-образное распределение средних производственных издержек, как показано на рис. 2 (б), существует возможность оперировать в любой точке вдоль горизонтальной части кривой без ущерба и увеличения производственных издержек на единицу выпускаемой продукции. Замечено, что в таких отраслях фирмы вырастают в несколько раз больше минимального уровня, обеспечивающего эффективный масштаб производства. Неоклассическая экономика традиционно объясняет рост фирм за пределы минимального уровня, обеспечивающего эффективный масштаб производства, оперируя такими понятиями, как барьеры для доступа и поиска монопольной прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7