Понятие управления проектом

Прежде чем рассматривать понятие управления проектом необходимо дать определение менеджменту. Менеджмент является важнейшим составляющим всего процесса управления.

Менеджмент целесообразно рассматривать со следующих сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления и его функции), как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент ( англ. management — управление ) можно определить как такую систему экономического управления производством, которая включала бы совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические приемы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Оба эти раздела менеджмента имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением. Управление — “процесс выработки и осуществления управляющих воздействий” [1]. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения конкретной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает их передачу и при необходимости преобразование в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента — это мероприятие экономического характера.

Можно дать два основных понятия управления проектами, которые чаще всего приводятся в литературе.

Управление проектом – это деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении всего жизненного цикла проекта с применением системы современных методов и техники управления, главная цель которой – обеспечение эффективной реализации определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта [9, с.224].

Управление проектом – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненого цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.

Управление проектом, по сути, управление изменениями.

Международное понятие управление проектами возникло еще в середине XX века. В настоящее время понятие управление проектом представляют как системную модель.

Согласно определению стандарта ISO 10006:1997 "Qualiti Management" управление проектом включает в себя:

- планирование;

- организацию и контролирование всех аспектов проекта;

- управление ими в виде непрерывного процесса, направленного на достижение целей проекта.

В условиях ограниченных временных рамок и ограниченных ресурсов управление проектами осуществляют с применением специфических методов, средств и инструментов и технологий на основе теоритических знаний и практического опыта в области управления проектами.

Согласно Своду знаний по управлению проектами издаваемому Институтом управления проектами США ( PMI ), понятие управление проектами трактуется в терминах процессов и областей знаний и представляет собой процессную модель. Выделяют пять групп процессов:

1) введение;

2) планирование;

3) выполнение;

4) управление;

5) закрытие

и девять областей знания, проектное управление:

1) интеграцией;

2) возможностями;

3) времением;

4) стоимостью;

5) качеством;

6) человеческими ресурсами;

7) коммуникациями;

8) риском;

9) поставками.

Управление проектом представляют также как системную модель, состоящую из трех взаимосвязанных блоков:

1. Субъектов управления;

2. Объектов управления;

3. Процессов управления осуществления проекта.

1. Субъекты управления:

- инвестор

- заказчик ( владелец )

- генконтрактор

- генподрядчик

- исполнитель

- команда управления проектом ( управляющий проектом, функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта ).

2. Объекты управления:

- системы ( социально – экономические, отраслевые, региональные и др.);

- проектно – ориентированные организации;

- программы;

- проекты;

- фазы жизненного цикла объекта управления.

3. Процесс осуществления проекта;

реализуется посредством прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления и содержит:

- стадии процесса управления, включающие группы процессов;

организацию и запуск проекта и его отдельных фаз, планирование проекта, организацию и контроль выполнения работ проекта, анализ и регулирования хода работ проекта, закрытие проекта и его частей;

- функции управления, включающие: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью и финансами в проекте, управление качеством в проекте, управление рисками в проекте, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями в проекте, управление поставками и контрактами в проекте, управление изменениями в проекте.

Перейти на страницу: 1 2