Закон предложения и роль издержек производства в его формировании

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ -

экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях

Закон предложения и роль издержек производства в его формировании

Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены растет объем производимой (предлагаемой) продукции (товаров).

С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Это диктует здравый смысл.

Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказавшийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта, чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

Роль издержек производства:

Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену продукта. Почему возрастают издержки? Потому, что определенные производственные ресурсы, особенно производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того, как фирма наращивает кол-во более мобильных ресурсов (рабочей силы, сырья, комплектующих изделий) – стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность пр-в снижается, а издержки пр-ва каждой последующей ед-цы продукта возрастают. Для пр-ва этих требующих больших издержек ед-ц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Рис. 1.

График спроса

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.