TQM – тотальное управление качеством

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Аспекты качества, имеется 3 составляющих:

Качество соответствия техническим условиям

услуг или товаров фирмы.

Качество конструкции

, т.е. соответствие конструкции техническим требованиям.

Функциональное качество

– способность услуги или продукта удовлетворить нужды потребителя. Является основным. (электронная мышеловка м.б. великолепна по конструкторскому замыслу и тех. исполнению, но неспособна удовлетворить потребность в простой дешевой мышеловке.)

Организация обеспечения качества.

Определение целей – определение потребностей и разработка конструкции или стандартов для выполнения целей.

Пирамида качества.

TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества (вершина)

Качество фирмы – качество принимаемых решений

Качество работы (контроль за выпуском продукции или услуги)

Качество продукции как результат 3-х предыдущих

Методы контроля качества

выборочный контроль (

оценка качества образцов выбранных случайным образом из технологического процесса) и карта контролятехнологического процесса (статистическая оценка отклонений от нормы случайно выбранных из тех. процесса образцов, если вышли за пределы допустимых отклонений, значит технологический процесс “ушел в сторону”). Карта контроля – метод более прогрессивный.

Программы обеспечения качества

Подход У.Э. Деминга – статистический контроль изменений качества выходного продукта

Кружки качества (Япония) – группа добровольно собравшихся служащих или рабочих осуждающих проблемы повышения качества.

Подход Ф. Кросби - “за качество не платят”. Деньги приходится платить за недостаток или отсутствие качества. Включает и статистические методы, хотя в основном программа имеет поведенческий характер.