Менеджеры высшего, среднего и низшего звена

В любой организации имеются два типа менеджеров - линейные и функциональные. К линейным

относятся М, действующие на основе единоначалия

, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений - это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. ФункциональныеМ ответственны за определенную подсистему управления

, например, за маркетинг, экономику и т.д. По месту в системе управления организацией М занимают три уровня: высший, средний и низовой.

Менеджеры высшего уровня

- самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма рабочих и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельностью, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.

Менеджеры среднего уровня

- координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих М занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления). Роль руководителей среднего уровня в современных условиях значительно возросла. Это связано с развитием внутреннего хозрасчета, с расширением прав структурных подразделений организации. М проводит в жизнь политику организации и решения высшего руководства организации, представляет интересы возглавляемого объекта в органах управления организацией.

Менеджеры низшего уровня

- составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками), производственным персоналом.

Основная задача М состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий, материалов, а также с минимальными неудобствами».

Содержанием деятельности М является процесс реализации функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля

.

В процессе планирования определяются цели, задачи организации и се подразделений, устанавливается, что необходимо делать для достижения целей. Тем самым обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Для этого следует взаимоувязать цели различных уровней организации, управляющих, подразделений, работников. Кроме того необходима взаимоувязанность целей разных сфер деятельности в организации. Это требует объединения усилий:

1. высшего уровня управления с его акцентом на грандиозной картине и больших прибылях, могущественных деятелях и удовлетворении запросов держателей акций, 2. производственников с их прицелом сделать больше, быстрее и дешевле с более удовлетворенными «делателями», 3. персоналом, занимающимся маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты, 4. финансистов с их любовью к дивидендам, процентам, балансу, 5. мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать, 6. рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, чтобы заработать на жизнь.

В процессе планирования происходит увязка целей организации с ее ресурсами. Функция организовывания заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации и ее подразделений, определение конкретных заданий и их подразделений и исполнителей, делегирование полномочий для выполнения заданий. Реализуя функцию координации менеджеры согласовывают, взаимоувязывают действия людей и подразделений.

Перейти на страницу: 1 2 3