Предпосылки и необходимость сертификации персонала

Сейчас в Казахстане начинает формироваться система сертификации персонала. Современная экономика требует наличия широкого слоя квалифицированных работников, сертифицированных организациями, не зависимыми от системы образования. В 21 век Казахстан вступил с грузом нерешенных проблем в экономике, политике, экологии, образовании. Как будет развиваться наша страна — во многом зависит от тех людей, которые сегодня еще только осваивают выбранную ими профессию и, конечно же, от тех людей, которые помогают им осваивать профессию. Ну а качество подготовки выпускников системы образования должно оценивать общество в лице работодателей.

С точки зрения конкурентного бизнеса, персонал фирмы должен быть достаточно подготовлен и настроен для того, чтобы обеспечивать требуемое качество продукции (услуг) организации в такой рыночной ситуации, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются.

Проводя анализ деятельности организации, руководитель постоянно задает себе вопросы: способен ли персонал работать достаточно эффективно и соответствует ли он выбранной стратегии организации, может ли персонал измениться, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему конкурентная среда, позитивно ли он воспримет изменения?

Международный опыт предприятий показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В Казахстане этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% — для крупного. Качество подготовки специалистов системой образования в Казахстане почти во всех областях пока не соответствует запросам бизнеса. Выпускнику учебного заведения, как и в советские времена, при приеме на работу говорят: «Забудь все, чему тебя учили». Это можно объяснить как слабой материально-технической базой учебных заведений, так и несоответствием учебных программ требованиям работодателей. У нас отсутствует практика оценки образования с точки зрения подготовленности выпускника к будущей профессии не только по уровню необходимых знаний, но и по уровню умений и навыков.

Как раз эту задачу призвана решить развиваемая в настоящее время система сертификации персонала. Данную систему можно рассматривать в 4 направлениях:

1 сертификация и аттестация имеющегося персонала фирм;

2 сертификация и аттестация выпускников системы образования;

3 база для разработки образовательных стандартов;

4 основа для управления качеством образования.

В экономически развитых странах работодатели активно сотрудничают со сферой образования в области формирования качества рабочей силы. Например, в США в 1990г. была создана Комиссия по вопросам профессиональных умений (компетенций), в состав которой вошли лидеры национального бизнеса, представители сферы труда, образования и государственных структур. После того, как Комиссия поставила вопрос «ребром»: либо высокие умения, либо низкая зарплата, с 1994 года правительство создало Национальный Совет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для 15 секторов экономики.

Перейти на страницу: 1 2