Делегирование полномочий

Рассмотрим распределение линейных полномочий в организации ООО «Виноделие» на примере транспортного отдела.

Заведующий транспортным отделом наделен полномочиями по установлению транспортных связей с поставщиками сырья из стран СНГ и Южных регионов России и потребителями-магазинами, по постановке долгосрочных задач перед транспортным отделом и по контролю за деятельностью отдела, представляет интересы отдела директором. Начальник транспортного отдела осуществляет планирование деятельности отдела и распределение работы между бригадами, утверждает гра­фики работ между бригадами, осуществляет разработку и согласование всех во­просов, касающихся доставки товаров от предприятия к потребителям с отделом сбы­та и отделом по закупкам сырья, осуществляет решение кадровых вопросов, контролирует деятельность бригадира водителей и экспеди­торов, а также периодически докладывает о результатах своей деятельности заведующему данного отдела. Бригадир водителей осуществляет разработку графиков дежурств водителей, разработку оптимальных маршрутов следования при пере­возках, расчет расхода бензина и т.п., а также контроль за деятельностью водите­лей. Бригадир экспедиторов осуществляет разработку графиков дежурств экспе­диторов и т.п., контроль за деятельностью экспедиторов, доставкой грузов по на­значению и правильностью оформления документации.

На основе распорядительных (линейных и функциональных) полномочий формируются схемы управления. Существуют следующие схемы управления:

1.Линейная схема формируется путем развития взаимодействий между руководителями и подчиненными по горизонтали или по горизонтали и по вертикали одновременно.

2. Линейно - штабная схема подразумевает создание при линейном руководителе ему в помощь группы специалистов - так называемый штаб для получения и анализа информации о внешней и внутренней ситуации, подготовка проектов решений, содействие в принятии решений и др.

3. Функциональная схема отражает распределение функциональных полномочий, обладатели которых предписывают, как выполнять те или иные задания.

4. Линейно-функциональная схема связана с рациональным разделением полномочий между линейными руководителями и работниками штаба, получившими функциональные полномочия, связанные с возможностью отдавать обязательные для исполнения распоряжения, регламентирующие содержательную сторону работы организации по функциям.

Мотивация

Наиболее эффективной и наиболее полно учитывающей разнообразные потребности людей, с точки зрения руководства фирмы ООО «Виноделие», является теория А. Маслоу. Согласно этой теории потребности человека подразделяются на следующие группы:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в причастности и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребность самореализации (развитие способностей)

Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор. При применении иерархии потребностей по Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением ее популярности.

Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, -образует его мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается рядом факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и пр.

Рассмотрим потребности работников ООО «Виноделие», доминирующие в настоящее время.

В иерархии потребностей для сотрудников-управленцев (менеджеров) наибольшее значение имеет удовлетворение их потребностей в самоутвержде­нии и в самовыражении. Это связано со стремлением людей к получению высо­кого статуса, завоевания авторитета, продвижению по службе, власти, а также к реализации своих потенциальных возможностей, творческих способностей в то время, как они, занимая высокую должность, в основном удовлетворяли свои первичные, а также социальные потребности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4