Важнейшие формы проявления кризиса

- негативные изменения в структуре ресурсной базы (например, отказ выгодных клиентов от обслуживания в данном банке; пассивное поведение банка на рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов);

- нарушения баланса по срокам и объемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;

- снижение доли высококвалифицированных активов ниже достаточного уровня;

- постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;

- снижение уровня диверсификации активов и пассивов;

- неадекватное состояние технико-технологического обеспечения проводимых операций ( из-за чего могут происходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);

- недосоздание резервов под принимаемые риски;

- снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;

- уменьшение величины собственного капитала.

2. Основные признаки появления скрытой неплатежеспособности банка:

- частое возникновение у банка дефицита ликвидности;

- увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время исполнения клиентских платежей;

- увеличение времени прохождения платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка;

- резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы;

- закрытие лимитов на банк другими кредитными организациями;

- появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств;

- рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам;

- отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;

- начало «вывода» активов банка;

- появление «инсайдерской» информации о неблагополучной ситуации в банке.

3. Признаки перехода неплатежеспособности банка в явную форму:

- нарастание задержек и хроническое неисполнение части платежей, нарастание картотеки неоплаченных расчетных документов;

- начало массовых претензий со стороны клиентов и контрагентов и судебных разбирательств;

- свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение издержек;

- значительное снижение балансовых показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, рост доли просроченных и заложенных активов, снижение качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов деятельности и др.);

- уход и увольнение сотрудников банка, включая и руководство, изменения в руководстве банка;

- уменьшение количества операций, проводимых для клиентов;

- продажа основных средств;

- уменьшение остатков на расчетных и других счетах клиентов (массовый отток денег из банка в пределах сумм, которые банк еще может выплатить);

- увеличение количества нарушений норм законов и банковских правил;

- широкое распространение в прессе и на рынке информация о проблемах банка;

- выход отдельных участников из состава банка (или получение ими кредитов на суммы, близкие к их долям в УК);

- введение в банк временной администрации.

Перейти на страницу: 1 2