Содержание анализа затрат на оплату труда

В современных условиях предприятиям никто средства на опла­ту труда и социальные выплаты и льготы не выделяет. Издержки ра­ботодателя на рабочую силу определяются в основном количеством работающих по найму, условиями их оплаты, предусмотренными законодательством, коллективным договором, тарифными соглашениями, индивидуальными трудовыми договорами, эффективностью труда работающих по найму. Понятия относительной и абсолютной экономии (перерасхода), а также остатков неиспользованных средств теряют свой смысл. Они должны быть заменены иными понятиями, отражающими рациональность расходования средств, исходя из внут­ренних критериев оценки работы предприятия. В качестве таковых можно, например, назвать увеличение (или снижение) размеров при­были, полученной предприятием в связи с более (менее) рациональным подходом к расходованию средств на оплату труда в анализируемом периоде. С учетом специфики деятельности предприятий возможно использование и других критериев. Например, при жесткой конкуренции снижение издержек на оплату труда может быть фактором, определяющим возможности снижения цен на продукцию предприятия. Это ни в коем случае не означает, что на предприятиях не должны планироваться издержки работодателя на оплату труда и другие расходы, связанные с рабочей силой. Скорее наоборот, даже в современных нестабильных условиях такое планирование и возможно, и целесообразно. Но и при планировании фактически долж­ны использоваться одни и те же критерии оценки целесообразности издержек работодателя на рабочую силу.

Вторым принципиальным различием в подходе к анализу издержек на оплату труда и выплат социального характера в прошлой и складывающейся новой экономической системе является существенное расширение возможностей использования материалов анализа. Как известно, в прошлой экономической системе значительная часть издержек на оплату труда и социальные выплаты предопределялась условиями централизованного их регулирования. В частности, действовали централизованные тарифные ставки и оклады, и даже если анализ показывал необходимость их изменения, этого на предприя­тии сделать не могли. Ограниченность в вопросах изменения тарифной оплаты приводила к тому, что на предприятиях принимались и действовали искаженные формы регулирования издержек на оплату труда и выплаты и льготы социального характера, направленные на то, чтобы обойти закрытые для предприятия сферы воздействия. При этом речь идет не только об абсолютном размере тарифной оплаты, но и о формах и принципах ее выражения. Например, для отражения в оплате различий в условиях труда на рабочих местах могла применяться только относительная форма дифференциации оплаты в про­центах к тарифным ставкам, окладам. Установить работникам опла­ту в форме абсолютных надбавок за каждый час работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предприятие не имело права. В отношении социальных выплат и льгот действовала жесткая цент­рализация в определении направлений использования средств, предназначенных на эти цели. В ходе анализа и разработки предложений приходилось постоянно натыкаться на установленные государством или органами хозяйственного управления ограничения и запреты.

В современных условиях таких централизованных регламентаций в области определения условий оплаты или направлений расходования средств на рабочую силу не имеется. Это, разумеется, не означает, что в новых условиях исчезают причины для применения искажен­ных форм регулирования издержек на оплату труда и выплаты и льго­ты социального характера. Но теперь они имеют несколько иную при­роду – несовершенство налогового законодательства и системы соци­ального страхования. В частности, незначительный размер так назы­ваемого нормируемого фонда оплаты, превышение которого наказывалось дополнительными отчислениями в бюджет от прибыли предприятия, а также достаточно высокие взносы во внебюджетные фонды, базой начисления которых является фонд оплаты труда, при­вели к появлению добровольного возвратного страхования работни­ков предприятий, которое позволило осуществлять выплату заработ­ной платы в виде страхового обеспечения. Работодатель при этом ис­пользовал вполне легальный способ повышения доходов своим работ­никам за счет уменьшения начислений во внебюджетные фонды и обхода (полного или частичного, в зависимости от размеров возврат­ного страхования) дополнительных налоговых платежей. Разумеется, такой способ скрытого повышения заработной платы не во всем отве­чал интересам работников, поскольку эти страховые выплаты не при­нимались в расчет при исчислении их средней заработной платы, учи­тываемой при назначении пособий по временной нетрудоспособнос­ти, определении размеров премий и в ряде других случаев. Тем не менее при определенных обстоятельствах он получал достаточно широ­кое распространение. На отдельных предприятиях возвратные стра­ховые платежи достигали 25% от фонда заработной платы.

Перейти на страницу: 1 2 3