Основные критерии оценки инновационных проектов

При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В Приложении приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Критерии

Оценка

1

2

3

4

5

Цели, стратегия, политика и ценности предприятия

1. Совместимость проекта с текущей стратегией

2. Согласованность проекта с представителями потребителей о предприятии

3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску

4. Временный аспект риска

Маркетинг

1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка

2. Оценка общей емкости рынка

3. Оценка доли рынка

4. Вероятность коммерческого успеха

5. Возможный объем продаж

Продолжение табл. 3.1

Критерии

Оценка

1

2

3

4

5

6. Оценка конкурентов

7. Согласованность с существующими каналами сбыта

8. Общественное мнение о новом продукте

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия

2. Вероятность технического успеха

3. Стоимость и время разработки проекта

4. Отсутствие патентных нарушений

5. Наличие научно-технических ресурсов

6. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии

7. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия

8. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду

9. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды

Финансы

1. Стоимость НИОКР

2. Затраты на производство

3. Стоимость маркетинговых исследований

4. Наличие финансовых средств и необходимые сроки

5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия

6. Ожидаемая норма прибыли

7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии

Производство

1. Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта

2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия

3. Стоимость и наличие необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий

4. Издержки производства

5. уровень безопасности производства

Перейти на страницу: 1 2