Глобальная логистика

Аникин Б. А. дает такое определение «глобальной логистики» - это «стратегия и тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стан мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне». [3, с. 342]

Движущими силами глобализации в современном обществе являются:

· Продолжающийся рост мировой экономики;

· Экспансия новейших технологий;

· Развитие и интегрирование макрорегиональных хозяйственных структур;

· Новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

· Реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (см. рис. 1.1).

Экономический рост на сегодняшний день характерен как для индустриально развитых стран, так и для «развивающихся» в результате обмена новейшими технологическими достижениями и результатами эффективных научных разработок, что способствует социальной и хозяйственной интеграции этих стран.

Примерами успешного формирования макрологистических региональных структур и систем могут служить страны ЕС (европейского союза), Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур, Таиланд), Северной Америки. Их опыт наглядно подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции, которой способствует сходство политических систем, укладов жизни населения, традиций, отсутствие торговых и таможенных барьеров. Как уже отмечалось во введении, поиск новых ресурсов и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.

Международное разделение труда (МРТ) и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных корпораций, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития увязаны, прежде всего, с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети.

Процедуры

дерегулирования

Новейшие технологии

Рост экономики мира

Рис. 1.1 Движущие силы глобализации.

Под процедурами дерегулирования понимаются проводимые многими странами меры для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы, но при этом было бы заблуждением считать, что все препоны на пути глобальной логистики сняты.

Существует достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе и политическими системами и разными экономическим и социальным уровнем развития стран (между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС ит.д.). Здесь необходимо учитывать такие факторы как международная конкуренция, ограничения на распределительные сети транснациональных корпораций (ТНК), а также финансовые барьеры, связанные в свою очередь с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала.

Также большую роль в решении глобальных логистических задач играют международные транспортно-экспедиторские фирмы, транспортные компании; компании по управлению экспортными операциями; внешнеторговые компании и представительства; брокерские и агентские фирмы и т.д.

Роль государства в сфере экспортно-импортных операций сводится к упорядочению потоков грузов, защите прав потребителей, предотвращению контрабанды запрещенных к вывозу-ввозу товаров и защите отечественного производителя, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических системах. Важное место занимают зоны свободной торговли.

Перейти на страницу: 1 2