Основные задачи по развитию сертификации

Основные задачи по развитию сертификации сводятся к следующим моментам:

- организационно-методическое совершенствование;

- сертификация экспортируемых товаров;

- развитие сравнительных испытаний.

Организационно-методическое совершенствование

Введение в 1992 году в России обязательной сертификации обеспечило значительный социально-экономический эффект. Оно отразилось на снижении затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей и защиты окружающей среды; уменьшении числа случаев подделки товаров. Обеспечило практическую реализацию прав потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в торговле; предотвращение поступления на отечественный рынок значительного количества некачественной и небезопасной продукции.

Вместе с тем необходимость решения таких задач, как снижение доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; дальнейшее сближение практики сертификации продукции с требованиями ЕС; усиление активного влияния на качество производимой продукции и др., потребовала внесение изменений в Закон «О сертификации продукции и услуг».

Концептуальные положения этих изменений характеризуют новое в сфере сертификации. Это необходимость более четкой регламентации подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за организацию сертификации, а также порядка составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача утверждений перечня групп продукции в компетенцию Правительства, а определение конкретной номенклатуры – федеральным органам власти, участвующим в сертификации в рамках своей компетенции.

Актуальная проблема – сертификация товаров малых предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.

Более широкое развитие в последнее время получает аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически завершено: стандарты серии 51.000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами.

В настоящее время уточняется статус добровольной сертификации: она будет производиться применительно к любым объектам по предложению заявителя, но не заменит требования обязательной сертификации для товаров (в соответствии с законодательством).

Предполагается исключить функцию государственного надзора за соблюдением правил сертификации, тем более что в системе сертификации действует инспекционный контроль.

С развитием сертификации ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на рынок опасной и некачественной продукции, но и формирование покупателя о высоком и надлежащем качестве товара. Этому будут способствовать и знаки соответствия.

Основные направления дальнейшего развития сертификации:

- совершенствование законодательной базы;

- уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых;

- разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов;

- развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение;

- реализация федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология»;

- совершенствование работы Межведомственного совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности;

- дальнейшая гармонизация российской системы сертификации с международными правилами, что особенно актуально для присоединения России к ЕС и вступления в ВТО;

- совершенствование подготовки кадров и др.

Сертификация экспортируемых товаров

Сертификация в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

Согласно Российскому законодательству контроль за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране». [6]

Перейти на страницу: 1 2 3 4