Процесс управления по целям

Этот компонент мы рассматриваем отдельно от всех теорий мотиваций, так как он сам по себе является мощным мотивационным фактором и должен быть не только учтен в управлении персоналом, но и активно применяться для эффективного руководства предприятия в целом. Рассмотрим данный элемент в контексте управления предприятием лишь схематично, выделив основные моменты.

Цели направляют поведение индивида и всего коллектива, в связи с этим выделяют следующие этапы целостной системы целеполагания:

1. постановка цели (формируются стратегии, цели, задачи).

2. планирование мероприятий (разработка программ .).

3. самоконтроль (внедрение и осуществление системы корректировки действий).

4. периодический пересмотр цели (оценка степени достижения цели, определение общей результативности, подкрепление поведения и усиление мотивации).

Процесс формирования цели при правильном подходе - это мощное мотивирующее средство осознания причастности к управлению, поэтому

Роль целеполагания заключается в следующем:

А. концентрация внимания и усилий на определенных направлениях к действиям.

Б. цели служат в качестве нормативов, с которыми следует сопоставлять результаты.

В. служат в качестве механизма при распределении МПЗ.

Г. степень сложности поставленной цели влияет на структуру и организацию производства.

Д. отражают глубокие мотивы и особенности в поведении людей.

Рассматривая цели, как факторы мотивации, можно выделить следующие требования:

А. цели должны быть измеримы.

Б. цели должны быть однозначны.

В. цели должны иметь конкретные сроки достижения.

Г. цели должны быть реальными, достижимыми.

Д. цели должны быть контролируемыми.

Ж. цели должны поддаваться оценке.

З. цели должны концентрировать внимание на возможности повышения эффективности деятельности.

И. цели должны рассматривать потенциальные стимулы.

К. цели должны пользоваться поддержкой всего коллектива.

Таким образом, если удовлетворены все вышеназванные требования к целям, можно констатировать, что

1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими.

2. Трудные, но конкретные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие цели или при постановке в общем виде.

Цели смягчают непосредственное руководящее воздействие на работника.