Мотивация деятельности: теория и практика

2. поведение - это функция его последствий:

1. "+" - увеличивают вероятность данного вида поведения;

2. "-" - уменьшают вероятность данного вида поведения;

3. "0" - ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения.

3. в поведенческих мотивациях важнее то, что вытекает, чем то, что предшествует.

Основными стратегиями регулирования поведения является:

1. положительное подкрепление - усиливает предпочтение индивида в отношении данного результата, оно увеличивает вероятность того, что действие или поведение появится еще раз.

2. отрицательное подкрепление - отражает стремление исключить определенный результат, который нежелателен.

3. наказание - прямое воздействие на человека с целью изменить его поведение в "+" направлении; стратегия наказания малоэффективна, т.к. дает "-" результаты.

4. гашение - процесс, при котором определенные реакции, действия, поступки никак не подкрепляются.

Цель использование стратегий - изменение в поступках и в частоте проявлений этих поступков.

Выделяют несколько групп мотивации, которые могут либо применяться, либо игнорироваться в рамках избранной стратегии:

Методы мотивации делятся на две группы:

1. экономические.

Прямые экономические методы:

А. сдельная оплата труда

Б. повременная оплата труда

В. премии

Г. плата за отсутствие прогулов

Д. оплата за обучение

косвенные экономические методы:

е. льготное питание

ж. доплата за стаж

з. соц. Защита

и. дополнительные выплаты и компенсации

групповые премии

2. поведенческие.

престижность работы:

а. продвижение по службе

б. признание результативности

в. повышение квалификации и обучение

г. имидж работы

методы удовлетворенности работы

д. заработанные отгулы

е. гибкий рабочий график

ж. гарантированная работа

з. качество труда

и. охрана труда

к. самореализация

Содержательные теории мотивации

В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.

1. Теория потребностей Маслоу.

А. Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных ее положений.

Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.

По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:

1. первичные потребности:

А. физиологические

Б. стремление к безопасности и защите от риска

2. вторичные потребности:

А. социальные (стремление к контактам)

Б. признания (стремление к престижу и уважению)

В. развития (стремление к самовыражению)

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.

По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу:

Перейти на страницу: 1 2 3