Предприятия, на которых не изменилось положение социальных объектов.

(в %)

Таблица 2

Численность занятых,

Человек

ДДОУ

ОЖКХ

ОКН

ОЗд

ОбУ

До 200……………….

201 – 500……………

501 – 1000……………

1001 – 5000…………

свыше 5000………….

83,3

55,56

50,00

62,79

63,64

78,95

67,35

65,91

62,03

33,33

90,00

69,57

77,14

83,78

88,89

100,0

87,50

82,35

87,67

66,67

100,0

84,62

80,95

97,22

80,00

На собственный баланс принимают дополнительные социальные объекты лишь средние и крупные предприятия. Так на свой баланс приняли здравоохранительные учреждения 4.11 % предприятий с численностью 1001 – 5000 человек и 11.11 % - с численностью более 5000 человек. Образовательные учреждения приняли 2.78 % предприятий, где работает 1001 – 5000 человек. На более мелких предприятиях подобных случаев вообще нет.

Определённое значение имеет и форма собственности предприятий. Те из них, которые являются государственными, в большинстве стремятся сохранить социальные объекты в своей структуре. Изменения связаны в первую очередь с передачей последних в состав других предприятий. В то же время некоторые из них принимают на свой баланс учреждения социального назначения. Так, 3 % государственных предприятий приняли на баланс дошкольные учреждения, 10 % - объекты здравоохранения, 7 % - образовательные учреждения. Это отличает государственный сектор от прочих форм собственности – подобных процессов принятия или формирования социальных объектов ни на акционированных предприятиях, ни в акционерных обществах, ни в товариществах с ограниченной ответственностью не наблюдается, за исключением нескольких случаев. Например, среди акционерных предприятий лишь 1,7 % приняли на свой баланс образовательные учреждения. На других таких предприятиях имелись лишь детские дошкольные и оздоровительные учреждения, и все они сохранились.

Несколько иная ситуация в акционерных обществах. Большинство из них не меняет имеющуюся структуру (от 59 до 92 % по разным объектам этой сферы); если изменения происходят, то в других направлениях – либо социальные учреждения передаются на балансы других предприятий (соответственно от 38 до 5 %), либо выводятся из состава общества с преобразованием в самостоятельные юридические лица (от 6 до 3 %).

Оформление самостоятельного юридического статуса происходило только при выделении социальных объектов из состава акционерных обществ. Во всех прочих случаях – будь то государственные или акционерные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью и другие – социальные учреждения либо не меняли своей принадлежности, либо передавались на другой баланс, но не приобретали самостоятельного статуса.

Важнейшей характеристикой эффективности производства на предприятии и его экономического и финансового положения является, как известно, динамика выпуска продукции в натуральном выражении. Чем устойчивее и эффективнее работает предприятие, тем больше финансовых ресурсов оно может выделить для содержания объектов социальной сферы. Поэтому можно попытаться выявить связь между экономическим положением предприятия и институциональными изменениями в социальной сфере.

Анализ показал, что если физические объёмы производства устойчиво возрастают или остаются стабильными (в течение двух – трёх месяцев), то более стабильна социальная инфраструктура (Таблица 3). Там же, где физические объёмы выпуска сокращаются, социальные объекты чаще передаются на балансы других предприятий ( 46 – 6 % случаев по разным объектам).

Социальные объекты принимались на баланс (6 – 1 % случаев) или преобразовывались в самостоятельные юридические лица (7 – 3 % случаев), в основном на предприятиях машиностроения и металлообработки. Предприятия остальных отраслей либо чаще всего сохраняли ранее имеющиеся социальные учреждения, либо передавали их со своих балансов на другие. Исключением является лишь лёгкая промышленность: здесь на 3,45 % предприятий детские дошкольные и оздоровительные учреждения и на 3 % - объекты жилищно-коммунального хозяйства выделились в самостоятельные юридические объекты.