Методы оценки интеллектуального капитала организации

Одним из первых отечественных исследователей, рассматри­вающих проблему интеллектуального капитала, стал B.C. Ефре­мов, который определил, что интеллектуальный капитал - это знания, которыми располагает организация, выраженные в яс­ной, недвусмысленной и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения.

Для извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям необходимо управлять информационными потоками между капиталами различного вида, составляющими ИК. Таким образом, управление взаимосвязями, знаниями и другими информационными потоками между тремя видами капитала и есть управление интеллектуальным капиталом компании.

Как только интеллектуальны капитал, ставят в одном ряду с другими факторами производства, возникает проблема его оценки.

Традиционные методы экономических оценок и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, перестали быть адекватными условиях сегодняшнего дня. Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который, по аналогии с материальным активом, в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. В связи с этим, нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные, к ним применяются нормы амортизации и производится их списание. В то же время, торговая марка или бренд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но, наоборот, часто ее наращивают. А многие элементы вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний и др.

Такие исследователи экономики, основанной на знаниях, как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К. Свейби, Т. Стюарт, Э. Брукинг и другие, разработали ряд методов для оценки интеллектуального капитала. В последнее время появились публикации, довольно подробно исследующие проблему оценки интеллектуального капитала. Также этот вопрос решается в работах Д. Нортона, Р. Каплана и ряда других авторов, разрабатывающих вопросы сбалансированной системы показателей.

Существует более 20 методов оценки ИК, но их можно отнести к четырем основным группам:

1) Методы прямого измерения интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods – DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или ее компонентов , после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.

2) Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods – MCM), когда вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. К этой группе относится, например, коэффициент Тобина.

3) Методы отдачи на активы (Return on Assets methods – ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета на­логов за некоторый период к материальным активам компа­нии - ROA компании - сравнивается с аналогичным по­казателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умно­жают на материальные активы компании. Далее путем пря­мой капитализации или дисконтирования получаемого де­нежного потока можно определить стоимость интеллектуального капитала компании. В качестве примера можно привести такой метод, как экономическая добавленная стоимость

4) Методы подсчета очков (Scorecard Methods – SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC-методов не предполагает получения денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны мето­дам диагностической информационной системы. Сюда относится широко известная сбалансированная система показате­лей.

Методы типов ROA и МСМ, предлагающие денежные оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях куп­ли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравне­ния компаний в пределах одной отрасли, а также для иллюс­трации финансовой стоимости нематериальных активов. На­конец, данные методы основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бух­галтерам. Недостатки состоят в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и орга­низаций общественного сектора (особенно МСМ-методы, ко­торые могут применяться только к публичным компаниям).

Перейти на страницу: 1 2 3