Модель усвоения базы знаний по теме «Общие положения предъявляемые к ФО»

Перед тем, как непосредственно перейти к составлению модели усвоения базы знаний, мы дадим краткую характеристику основным понятиям, которые будут использоваться при написании этого раздела.

Под учебным предметом понимают дидактически обоснованную систему знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности, которые отобраны из определенных отраслей науки или искусства для усвоения в процессе обучения. Учебная тема представляет собой часть учебного предмета, которая раскрывает отдельный вопрос, явления, предмет. Усвоение же учебной темы дает возможность использовать приобретенные знания в различных ситуациях нашей жизни. Содержание любой темы представляется системой элементов базы знаний, которые формируют мировоззрение человека. Знания выражаются в понятиях и явлениях, процессах и особенностях, систематизированных фактах, правилах, алгоритмах и зависимостях, моделях и теориях, законах и гипотезах.

Базой знаний учебного предмета считают максимально необходимое и возможное для усвоения количество понятий, явлений, теорий и др., которая будет достаточно для использования на начальных этапах практической деятельности и дальнейшего самообразования. Использовать в полной мере базу знаний можно будет только после усвоения ее элементов.

Модель усвоения базы знаний учебной темы представляет перечень элементов ее базы знаний, с определенным уровнем усвоения каждого элемента. В практической деятельности выделяют три уровня усвоения:

1. Усвоение на репродуктивном уровне - это умение воспроизводить элемент базы знаний и решать типовые для учебного предмета задачи в типовых условиях.

2. Алгоритмично-действенное усвоение - это умение применять элементы базы знаний для решения типичных задач учебного предмета в новых условиях.

3. Творческое усвоение - это умение использовать базу знаний для приобретения новых знаний и решения новых задач в новых условиях и нестандартных ситуациях.

С нашей точки зрения, наиболее желательным является творческое усвоение, которое раскрывает горизонты развития перед личностью. Но оно не возможно без первых двух. Поэтому, нашей программой минимум является, что бы наши ученики полностью усвоили тему на репродуктивном уровне. С ориентацией на то, что в процессе практических занятий и после прохождения производственной практики они смогут усвоить тему на двух следующих уровнях.

Наша модель усвоения базы знаний темы «Общие положения предъявляемые к ФО» будет представлена в таблице 3.1.

Создание модели усвоения базы знаний помогло нам конкретизировать цели обучения, выбрать формы и методы проведения занятия, разработать тестовые задания для проведения контроля знаний учащихся и задания самостоятельной работы.

Таблица 3.1.

Модель усвоения базы знаний.

Группы и элементы базы знаний темы

Уровни усвоения

«Общие положения предъявляемые к ФО»

Репродук-тивный

Алгоритмично-действенный

Творческий

1. Термины и понятия:

- понятие ФО;

- состав ФО.

+

+

-

+

-

-

2. Теоретические знания:

- требования предъявляемые к ФО;

- условия правильности заполнения;

- места представления;

- источники заполнения;

- сроки представления.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

-

-

3. Прикладные знания:

- нормативные документы;

- формы ведения б/у на предприятиях.

+

+

+

+

-

-

3.4. Формы и методы обучения.

Основой любой успешной деятельности человека является организация. Поэтому и при преподавании нужно сначала выбрать одну из организационных форм обучения. Формой называют внешнее выражение какого либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. К основным организационным формам относятся индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, дальтон-план, план Трампа, метод проекта. Все формы организации обучения можно условно разделить на две группы:

Перейти на страницу: 1 2 3