Взаимоотношения франчайзера и франчайзи

Сотрудничество на равноправной основе

Поскольку система франчайзинга в нашей стране только складывается, важно рассмотреть особенности взаимоотношений франчайзера и франчайзи на современном уровне в уже давно функ­ционирующих системах, учесть получен­ные результаты и опыт и успешно раз­вивать на этом свой франчайзинг.

Между преуспевающим франчайзером и франчайзи в настоящее время ус­тановился новый тип отношений. Они не функционируют по вертикальной схе­ме, при которой недоступный франчайзер находится на вершине иерархичес­кой лестницы. Франчайзер не надзирает и не наводит порядок среди своих поль­зователей, то есть их отношения строят­ся по горизонтальной схеме. Между франчайзером и франчайзи возобладали отношения равенства, поскольку они взаимозависимы: сама идея франчайзинга терпит крах, если одна из состав­ных частей этой системы терпит неуда­чу.

Ввиду взаимозависимого характера этих отношений особую значимость приобретают поддержка и содействие, оказываемые франчайзером своим франчайзи. Эффективная система содейст­вия не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет полу­чение франчайзером роялти. Необходи­мость систематических мер по содействию франчайзи становится особенно очевидной, если рассмотреть новые ре­алии современных отношений франчайзер — франчайзи.

Франчайзеры с большим практичес­ким стажем в области бизнеса выделяют следующие черты этих отношений:

1. Профессионализм.

2. Равенство.

3. Организация системы повышения квалификации.

4. Маркетинговое обеспечение.

5. Поддержка высокого статуса франчайзера.

6. Постоянный обмен информацией.

7. Планирование потенциала роста.

8. Оказание помощи франчайзи в ста­новлении предприятия с хорошей репу­тацией.

9. Поддержка корректного уровня контроля.

Кратко рассмотрим эти черты.

Профессионализм.

Франчайзинг характеризует растущие потребности, свой­ственные развивающимся странам. Они нуждаются в высоком профессионализме и ожидают, что франчайзер внедрит в управление бизнесом стратегию мар­кетинга, основывающуюся на качестве товаров и услуг. На некомпетентного и заурядного франчайзера они не согла­сятся.

Равенство.

При заключении договора о франшизе необходимо учитывать, что отношения между франчайзером и франчайзи не взаимоотношения работника и работодателя, фиксируемые в трудовых соглашениях. Необходимо убедить франчайзи в преимуществах, своего предло­жения по сравнению с другими, а не диктовать ему свои условия. Следует установить со своими франчайзи дове­рительные и откровенные отношения.

Организация системы повышения ква­лификации.Франчайзи стремятся к учас­тию в программах по обучению в облас­ти управленческой и финансовой дея­тельности. Весьма полезным могут ока­заться также и краткосрочные курсы по­вышения квалификации.

Маркетинговое обеспечение.Франчайзи стремятся получить эффективно ор­ганизованную рекламу на региональном и местном уровнях. Они нуждаются в такой рекламе, поскольку самостоя­тельно не могут ее обеспечить.

Для привлечения франчайзи будущий франчайзер по условиям гласности дол­жен предоставить ему свою финансовую отчетность, которая, как показывает практика развитых стран, отражает де­ятельность за три предыдущих года, и ее основные показатели должны быть предоставлены в передаваемых партне­ру рекламных материалах. При этом обязательным условием является их проверка независимой аудиторской фир­мой. Все это еще раз свидетельствует о важной роли бухгалтерского учета в ведении бизнеса.

Создание франчайзинговой системы с точки зрения бухгалтерского учета приводит франчайзера к увеличению единовременных расходов (на разработ­ку концепции проектов и программы, приобретения оборудования, строитель­ство зданий, аренду земельных участков и площадей и др.) и текущих затрат на приобретение производственных запа­сов, товаров, выпуск продукции и ус­луги, оплату комиссионных услуг, транспортные расходы, рекламу, обуче­ние, управление сетью франчайзи, пред­ставительские расходы и другие. При разработке финансовой проектной доку­ментации увеличение этих расходов и источники их финансирования должны быть предусмотрены. В бухгалтерском учете реальных операций они должны быть отражены с учетом действующих принципов учета хозяйственных процес­сов.

Перейти на страницу: 1 2