Франшизная плата как элемент сотрудничества

Одним из основных условий, опреде­ляющих бизнес франчайзинга, является отчисление владельцу торговой марки. Почему люди готовы платить за пользование именем или торговой мар­кой? Только потому, что они хорошо известны клиентам и тем самым гаран­тируют устойчивый сбыт продукции или услуг, а также потому, что с известным названием приходит соответствующий имидж, к которому приобщается начи­нающий бизнесмен.

Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преиму­щества от уже апробированной концеп­ции, существующей торговой марки. Именно за эти преимущества франчайзи и будет делиться частью прибыли.

В зарубежной практике не существует законов, которые требовали бы, чтобы франчайзинг предоставлялся какой–то определенной личности. У франчайзера есть лишь свобода выбора тех франчайзи, которые, по его мнению, будут наи­лучшим образом содействовать усиле­нию системы франчайзинга. Однако, на­пример, отказ предоставить франчай­зинг квалифицированному франчайзи в США будет нарушением действующе­го там антитрестовского законодатель­ства при условии, что отказ—группо­вой бойкот или сговор. В отличие от американского опыта в условиях рос­сийского складывающегося рынка от­сутствует специальное законодательст­во по франчайзингу, и ведение дел по этой системе должно согласовываться с действующим законодательством Рос­сийской Федерации по предпринима­тельству. И во многом бизнес будет вестись опыте бизнесменов, умеющих оценить ситуацию, людей, которые могут быть возможными парт­нерами, способными предвидеть различ­ные последствия принятых решений и подготовиться к ним. Остановимся здесь на главном экономическом вопро­се—размере платы за пользование фра­ншизой.

Чтобы решить этот вопрос, необходи­мо произвести вначале предваритель­ный финансовый анализ потенциально­го предприятия франчайзи. Этот анализ должен показать, что франчайзи будет иметь приемлемый доход на свои вло­жения после оплаты текущих расходов, долгов, выплат франчайзеру.

Анализ возможного потенциала успе­ха бизнеса на базе франчайзинга будет намного проще, если существует прото­тип аналогичной работы, дающей хоро­шие результаты. Если этого нет, то осу­ществляя анализ, придется делать ряд предположений. Другими словами, два–три года реального опыта работы прототипа в сто раз ценнее для проведе­ния анализа, чем десять страниц пред­положений о том, что может сделать франчайзи. Конечно, отсутствие прототипа не исключает анализа, но он стано­вится более трудным, а его результа­ты—менее надежными.

Финансовый анализ должен основываться на знаниях организационной и технической сторон бизнеса во всех аспектах.

В любом случае в анализе бизнеса потенционального (теоретического) франчайзи должно быть учтено следую­щее: оценка влияния на возможный доход различных доходов обязанных с изменением в архитектуре и интерьере помещения, его оборудования и т.д., то есть с капитальными вложениями при содержании франчайзинговой сети;

- решение организационных вопросов

- анализ существующих местораспо­ложений предприятия, предлагаемых франчайзи: являются ли они оптималь­ными на сегодняшний день.

Для предприятия торговли также при­дется узнать, каковы типы това­ров и цена на них. Необходимо провести анализ персонала, рекламы и затрат на нее, методов работы существующих конкурентов; предлагаемые размеры выплат, ко­торые должен будет делать франчайзи для поддержания системы франчайзинга в целом.

На заключительном этапе придется произвести расчет теоретического ба­ланса доходов и расходов, учитывая в качестве расходных статей отмеченные выше предполагаемые выплаты, а также другие, исходя из реальных условий биз­неса и деятельности франчайзи. Напри­мер, при этом расчете нужно знать зара­нее, будет ли франчайзи работать и управлять подразделением сам или же будет нанимать управляющего. В пос­леднем случае следует учесть дополни­тельные расходы, связанные с этим фактором.

Аналогично обстоит дело с работой юриста, бухгалтерии, аудитора.

Таким образом, проведенный анализ будет лучше отражать истинную отдачу от вложенного франчайзи капитала.

Предлагаемые размеры выплат, кото­рые должен делать франчайзи для под­держания системы франчайзинга, необ­ходимо сопоставить также с возможнос­тями франчайзера создать и развивать свою систему.

Далее следует переключить внимание финансового анализа на франчайзера и осуществить анализ, который уже про­делали на первом этапе, имея в виду предприятия теоретического франчайзи.

Перейти на страницу: 1 2 3