Содержание договора о франшизе

Правда, существуют примерные фор­мы договоров на покупку–продажу па­тентных лицензий, беспатентных лицен­зий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении фран­шизного соглашения, но интересы каж­дой из сторон будут более надежно за­щищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое вни­мание на такой аспект предмета согла­шения, как исключи­тельность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли переда­ваемые франчайзером права исключи­тельными и, если это предусматривает­ся, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Мо­жет быть также предоставлена возмож­ность не только пользоваться передава­емыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это зна­чит, что франчайзи, купивший лицен­зию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.

Специфика предмета договора в от­ношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, по­ставка оборудования и материалов, об­учение франчайзи методам работы, по­следующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи явля­ется достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста до­говора в приложение (которое, разуме­ется, должно быть неотъемлемой сос­тавной частью договора).

Самостоятельный блок условий со­глашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяют­ся предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный всту­пительный ВЗНОС, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополни­тельные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны фра­нчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.

Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой сис­темы в целом. Это предполагает стро­гое соблюдение стандартов, установлен­ных франчайзером, инструкций по ор­ганизации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенст­вовании методов работы.

Как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельнос­тью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обыч­но включаемых в хозяйственные догово­ры всех видов: о сроках действия до­говора, ответственности сторон, право­преемстве, способах разрешения споров.

Одна из сложнейших задач франчай­зера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня кон­троля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрез­мерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подаю­щие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за де­ятельность и оплошности своих фран­чайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.

В практике американского франчайзинга такой род ответственности приня­то называть субститутивной ответствен­ностью. Жалобы, связанные с субститу­тивной ответственностью, часто осно­вываются на агентском праве. Другими словами, истец подает жалобу, имея в виду, что франчайзи является «аген­том" франчайзера. По этому закону сто­рона, представляемая «агентом", назы­вается «принципал". Основное положе­ние агентского права заключается в том, что принципал несет ответственность за деятельность и упущения своих агентов. Таким же образом, если франчайзи фак­тически является агентом своею франчайзера, то тот обязан нести ответствен­ность за ошибки и упущения франчайзи. Агентские отношения характеризуются тремя элементами:

Перейти на страницу: 1 2 3 4