Возможные неудачи на раннем этапе

Одно из наиболее тяжелых явлений, которое может произойти на раннем этапе развития системы, это неудача франчайзинга. Дополнительное участие в управлении, время, силы и деньги, ко­торые требуются для исправления ситу­ации, увеличивают размер рас­ходов франчайзера. Неудача на раннем этапе отрица­тельно влияет на развитие системы, от­нимает внимание и время на выяснение причин и может уменьшить эффектив­ность управления. Проверка спо­собности расширять систему не будет достаточно серьезной без опыта выясне­ния причины ранней неудачи.

Если такая неудача имеет место, то это сигнал, который нельзя игнориро­вать, и, если ей не уделить должного внимания, то возможное судебное раз­бирательство отрицательно отразится на всей системе. Для большинства франчайзеров трудно дать точный ответ на этот вопрос, особенно если они успешно руководили подразделением некоторое время. Франчайзер, который располагает системой управле­ния и информации, должен был заметить проблему заблаговременно, чтобы можно было ее исправить. Если система управления и информации не работала достаточно эффективно, ее нужно исправить.

Возможно причиной неудачи было не плохое управление или информация, а более фундаментальная проблема. Может быть это бизнес, в котором ус­пех был достигнут исключительно за счет личных качеств его владельца и, которые нельзя распространить как сис­тему для все франчайзи. Этот вопрос следует поставить на самой ранней стадии системы.

Однако неудачи не всегда являются виной системы. Когда обучение персонала завер­шено, контракты подписаны, франчайзи начинает работать как самостоятельный биз­несмен. В этом случае его способности определят уровень успеха. Франчайзер не может гарантировать успех франчайзи. Как сказал один юрист по франчайзингу: «Каждый франчайзи сохраня­ет за собой конституционное право на неудачу». Владельцу фирмы, обвиненно­му в искажении каких–либо условий, зачастую бывает достаточно предъявить подписанный документ в доказательст­во того, что его партнер был инфор­мирован о расходах и риске, прежде чем был положительно решен вопрос о со­трудничестве. Регулирование прежде всего уменьшает количество необосно­ванных обвинительных актов как про­тив владельца фирмы, так и против вла­дельцев франчайзингов. Это доказывает и тот факт что с момента подписания соглашения количество судебных разби­рательств (по зарубежным оценкам), ка­сающихся франчайзинговых фирм, рез­ко сокращается. Однако вместе со всеми положительными моментами регулиро­вания есть и некоторые отрицательные с точки зрения времени и расходов. Ве­дение деятельности в соответствии с действующим хозяйственным правом и налоговой системой, согласованными с особенностями франчайзинга предус­матривает значительные дополнитель­ные нагрузки и обязанности. Чтобы избежать излишней суеты и траты вре­мени, необходим юрист, знающий воп­росы франчайзинга, который сможет ус­транить многие, иногда весьма сложные и дорогостоящие по своим последстви­ям проблемы. Отсутствие правильно оформленных юридических документов, отражающих особенности бизнеса, может стать тор­мозом в развитии франчайзинговых фирм.

Таким образом, франчайзинг требует от обеих сторон (и от франчайзера и от франчайзи) серьезного отношения к де­лу. Каждый из них прежде чем начать совместное дело, должен произвести анализ и оценку всех факторов (товар, рынок, цены, издержки, конкуренты), взвесить свои возможности и разрабо­тать концепцию вхождения во франчайзинг.

Франчайзинг требует четкого юриди­ческого оформления взаимных отноше­ний франчайзера и франчайзи. Оно осу­ществляется посредством заключения франчайзингового соглашения. Это важнейший документ, и не следует эко­номить ни времени, ни денег на юриди­ческую и экономическую проработку де­талей франчайзингового соглашения. Рублевая экономия на стадии подготов­ки соглашения может обернуться потом миллионными потерями.

Франчайзинг может стать успешным только при соблюдении принципов рав­ноправного сотрудничества и взаимной выгодности. Ни франчайзер, ни фран­чайзи не должны искать для себя одно­сторонних преимуществ. Это требова­ние не только деловой этики, но и эконо­мики. Всякая потеря у одной из сторон неизбежно приведет к потерям и у дру­гой стороны. На всех стадиях отноше­ний при подготовке договора, при его заключении и в процессе исполнения сторонам следует опираться на эконо­мические расчеты, соблюдать требова­ния закона и нормы деловой этики.