Организация франчайзной системы в бизнесе

Ошибки, совершаемые франчайзерами по отношению к франчайзи, пери­одически приводили к судебным разбирательствам, привлекая таким образом, внимание администрации и органов местной власти. В результате принимав­шиеся в 60–е и 70–е годы нормы законо­дательства касались проблем франчай­зинга в конкретных отраслях промыш­ленности, например, в автомобильной и автосервисе.

В настоящее время в практике бизнеса гораздо меньше злоупотреблений, связанных с франчайзингом, и он является основой многих предприятий.

Одним из наиболее наглядных и убе­дительных примеров развития и станов­ления франчайзинговой системы являет­ся деятельность всемирно известной фирмы МакДональдс, которая в на­стоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быст­рого обслуживания.

Успех МакДональдса определила, в первую очередь, фанатичная вера в идею обеспечения высокого уровня ка­чества обслуживания. В то время, когда другие франчайзеры просто дублирова­ли основные направления своего бизне­са. компания МакДональдс последо­вательно улучшала каждый аспект своей деятельности.

Когда в конце 40–х годов братья Ри­чард и Морис МакДональды, владель­цы небольшого придорожного кафе за­думались над тем, как улучшить обслу­живание своих клиентов и, естественно, увеличить доход, они нашли удачный способ: сократили число позиций в ме­ню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной сис­темы и унифицировали рецептуру орга­низации приготовления блюд. Напри­мер, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19 % жира. Служа­щие были одеты в накрахмаленные бе­лые рубашки и выполняли один вид ра­боты: одни снимали гамбургеры со ско­вородки, другие макали их в кипящее масло и так далее. Подобная организа­ция повысила эффективность и снизила затраты. Единообразие МакДональдс создало новое поколение клиента, кото­рый точно знал, что где бы он ни был, везде у МакДональдса прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд. Аналогичные пред­приятия быстрого обслуживания стали появляться в большом количестве. Каждый из этих бизнесменов имеет свою торговую марку, которую поддерживает по всей созданной сети франчайзинга. Многие бизнесмены, поняв и приняв это направ­ление бизнеса, стали присоединяться к нему.

Наивысший подъем в развитии фран­чайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий до конца 80–х годов. В 1984 году почти треть объема продажи во всех магазинах США (около 500 млрд. долларов)—была реализова­на через франчайзинговые фирмы.

Франчайзинг создает 13 % националь­ного богатства в валовом националь­ном продукте—это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как рабо­тодатель франчайзинг представляет свыше 7 миллионов рабочих мест. При­чем очень много из них для неквалифи­цированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу. По данным министерства торговли США реализация товаров и услуг компания­ми, работающими по системе франчайзинга, возрастает на 10 % ежемесячно в течение последних 12 лет. Эта тенденция должна сохраниться и после 2000 года, когда половина всей розничной торговли будет приходиться на долю франчайзинга. Франчайзинг доказал свою высокую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70–х годов. Тем более прочным и утвержденным является положение франчайзинговых компаний с начала 80–х годов, когда в период президент­ства Р. Рейгана США переживали подъ­ем экономики. В американской литера­туре приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 минуты открывалось франчайзинговое предприятие.

Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу, чтобы пустить ростки на дру­гих рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах., а некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть.

В настоящее время более 35 % американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговыми предприятиями других странах.

Перейти на страницу: 1 2 3