Налоговая система России

Основные положения.

Любое государство изымает у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

-финансирует некоторые расходы на простое и расши­ренное воспроизводство в народном хозяйстве;

-финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др;

-обеспечивает свою оборону и базопасность;

-содержит законодательные, исполнительные и судеб­ные органы государственной власти и управления;

-предоставляет кредиты и безвозмездную помощь дру­гим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государ­ственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - слу­жить средством поддержания и развития рыночной кон­куренции.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев на­селения.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы: пред­приятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) пред­приятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.

Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы бан­ков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможен­ная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисле­ния в дорожные фонды - служат источником формирова­ния одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюдже­ты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - слу­жат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих нало­гов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов.

Ставки налогов республик, краев и областей, как прави­ло, определяются Советами этих административно-террито­риальных образований и имеют силу на их территории.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. В от­личие от прямых налогов косвенные налоги непосредствен­но не связаны с доходом или имуществом налогоплатель­щика, поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой (которому) производитель со­гласен производить и продавать товар. Производитель то­вара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации.

Достоинство налога на добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее число покупателей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6