Торговля в Internet
а) связаться с фирмой,
б) получить консультацию или информацию о наличии товара,
с) сделать заказ и получить счет,
то со значительной вероятностью его покупка там и состоится. Затяжка с выполнением первых двух пунктов особенно повышает неудовлетворенность клиента и вероятность обращения к конкурирующим компаниям.
В такой ситуации роль всегда доступного и круглосуточно функционирующего виртуального магазина особенно возрастает. Кроме удовлетворения потребности клиента в информации о товаре, он служит своеобразным буфером в "демпфировании" настроения клиента. Покупатель получает необходимую описательную информацию, знакомится с ценой компьютерной техники, посылает заявку и, хотя ничего еще реально не произошло, он удовлетворен и находится в состоянии ожидания ответной реакции от персонала фирмы. Это дает менеджерам поставщика необходимое время для конкретного обстоятельного ответа, и нужно очень постараться, чтобы этот заказ упустить.
Немного технологии
Итак, какова же технология устройства WWW-магазина? На этот вопрос почти любой из тех, кому принято этот вопрос задавать, то есть "компьютерный гуру", ответит примерно так: "Полностью автоматизированная система электронных продаж должна реализовываться посредством прямых запросов к базе данных, где хранятся сведения о наличии товара и его цене, а также составлением унифицированной формы заказа с одновременным резервированием соответствующих позиций в базе данных и использованием системы электронных платежей". И он будет абсолютно прав.
Однако, на наш взгляд, такому совету не нужно следовать немедленно. Дело в том, что основной целью деятельности любой фирмы является поддержание или увеличение соотношения прибыли и затрат. Построение и сопровождение полностью автоматизированной системы такого рода обойдется весьма недешево. А вот окупит ли она себя? На нынешнем этапе взаимодействия российских пользователей с Internet этот вопрос отнюдь не тривиален. Стоит ли тратить многие тысячи долларов в год для получения нескольких сотен прибыли? Тем более что самая совершенная автоматизированная система продаж никогда не будет полностью автоматизированной, так как практически невозможно предугадать, в какие тупики будет ставить ее изощренный ум клиента и его "изысканные" запросы.
Еще одно слабое место полной автоматизации - не разработанность системы электронных платежей (E-cash). Даже в развитых странах эта система еще только начинает работать, причем большинство расчетов ведется через кредитные карты. У нас же пока и "кредитки" экзотика. Скорее всего, "цивилизованный" уровень круговорота денег будет, достигнут и в России, но вряд ли это произойдет в течение ближайшего года. Если же не использовать систему E-cash, контакт "человека с человеком" неизбежен.
Именно эти вопросы легли в основу концепции строящейся системы электронных продаж фирмы "Ниеншанц". В итоге наша система выполняет, эмоционально говоря, 80% функций полностью автоматизированной системы, а стоит (во временном и денежном выражении) не более 10% от ее стоимости.
Итак, как же устроен наш виртуальный WWW-магазин? С внешней стороны система электронных продаж позволяет покупателю осуществить следующие операции:
1) Ознакомиться с прейскурантом фирмы на комплектующие к компьютерам. При этом оглавление, снабженное гиперссылками, позволит ему попасть прямо на нужный ему раздел прейскуранта.
2) Заполнить форму заказа на эти комплектующие. Форма заказа совмещена с прейскурантом - просто одна из граф строчки таблицы для каждой комплектующей представляет собой окошко, в котором пользователь может указать то количество данных деталей, которое он хочет заказать.
3) Идентифицировать себя, заполнив окошечки для ввода названия фирмы, номеров телефона и факса, и имени заказавшего. При этом такая, явная идентификация сопровождается скрытой - система регистрирует IP-адрес и название машины, с которой сделан запрос. Это необходимо для того, чтобы отслеживать случаи некорректного использования системы, - "страна должна знать своих героев .".
4) Нажав кнопку "Заказ", автоматически отправить свой заказ в фирму по электронной почте. При этом система автоматически посылает клиенту стандартное сообщение о том, что заказ принят и поступил в обработку.