Контроль за деятельностью корпораций. внешняя экспансия и борьба за власть в корпорации

Сиюминутные интересы. Угроза чужеродной экспансии, считают критики, в конце концов заставляет управляющих заниматься исключительно текущими вопросами, забывая о будущем. Управляющие любыми путями стараются поднять сиюминутную прибыль, надеясь, что это поднимет цены на акции фирмы и предотвратит ее от превращения в мишень для захватчиков. В этом случае они вынуждены пренебречь исследованиями и развитием, а также отказаться от рискованных, но потенциально весьма прибыльных, долгосрочных проектов.

Однако вовсе не подтверждается, что фирмы, нацеленные на осуществление - долгосрочных проектов, более подвержены захвату и экспансии, чем фирмы, сконцентрированные на получение сиюминутной выгоды. На самом деле

самыми удобными мишенями для чужеродного проникновения, как правило, являются компании, имеющие показатели ниже средних по таким параметрам долгосрочных перспектив как уровень затрат на исследования и разработки и отношение суммарных капиталовложений к доходам.

Некоторые открытые вопросы

Ряд последних исследований улучшили понимание ситуаций, связанных со структурными изменениями корпораций под влиянием экспансии или выкупа корпораций. Выяснилось, что акционеры фирм, которые были выкуплены или захвачены, тем не менее не оказываются в накладе, а даже выигрывают. Оказывается, подобные операции повышают ценность акций на несколько пунктов. Очевидно, что действующее законодательство, ставящее своей целью усилить защиту вероятных объектов захвата, движется по неверному пути.

Данные о ценах на акции компаний, подвергшихся внешней экспансии или выкупу, до конца не очевидны. Некоторые исследования полагают, что цена акций приобретаемых фирм имеет тенденцию к снижению после того, как захватчики определили свою цену и надбавку к ней. Кажется, что полностью в этом вопросе не разбирается никто. Одна из гипотез может быть названа «проигрышем победителя». Победитель в конкретных торгах максимально противодействует попыткам перекупить у него компанию, даже по более высокой цене. Другая интерпретация состоит в том, что управляющие фирм, ведущих захватнические торги, пытаются удовлетворить свои имперские амбиции за счет своих собственных акционеров.

Изучение деятельности компаний, выкупленных своими собственными управляющими, показывает существенное улучшение их работы. Этот факт хорошо согласуется с мыслью, что у владельцев-управляющих стимулы увеличить прибыль более мощные, чем у управляющих фирм, в которых собственность сильно рассредоточена. В какой-то степени это справедливо. Тенденция выкупа — замена пассивных разъединенных собственников 'активными владельцами, вовлеченными в повседневное руководство, - несом­ненно положительное достижение.

Каков бы ни был чистый эффект экспансии и выкупов для экономики в целом, в конкретном случае они создают среди круга заинтересованных лиц как победителей, так и проигравших. Известный аналитик-Джон С. Коффи-младший - считает это естественным. «Потери - это объективный факт экономической жизни, - считает Джон Коффи. - Четыре из пяти новых ресторанов Манхэттена вероятнее всего прогорят в течение двух лет. Но ведь не запрещено открывать новые рестораны. Мы считаем, что социальные достижения и блага увеличиваются, когда люди идут на предпринимательский риск, даже если кто-то из них и несет потери. То же самое применимо и к политике захвата и экспансии».

[1] Ronald H. Coase, “The Nature of the Firm”, Economica (November 1937)

[2] A. Alhician, H. Demsets, “Production, Information Costs and Economis organization”, Amer. Ec. Review (December 1972), Oliver E. Williamson “The Economic institutions of Capitalism”, New York Free Press, 1985.

[3] Согласно классической марксистско-ленинской доктрине, советская экономика должна быть организована как единая фирма, управляемая единой волей. На практике такая структура никогда не была реализована, а попытки ее создания нанесли весьма значительный ущерб советскому обществу. (Прим. авт.)

[4] Эти рассуждение относятся к слиянию фирм, имевших до того отношения типа «покупатель – продавец». Здесь не рассматриваются преимущества, которые появляются за счет потенциальных монопольных прибылей, возникающих при слияний двух и более фирм, конкурирующих как продавцы на одном и том же рынке. (Поим. авт.)

Перейти на страницу: 1 2 3