Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка

Выбор темы «Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка» обуславливается тем, что имеет прямое отношение к моей работе (ОАО «Балтийский завод» Ремонтно-энергетический цех № 52) в отрасли судостроения, которая переживает скорее промышленную зрелость, чем упадок. «Судостроение в России растет быстрее, чем ВВП. В 1999 году объем продаж предприятий отрасли составлял лишь 42 миллиарда рублей, а в 2004-м – 110 миллиардов. Рост объемов производства достиг 25% в год. Главный источник финансирования – оборонный заказ и военный экспорт (Гособоронзаказ – 44%, военный экспорт – 33%, гражданская продукция для внутреннего рынка – 17%, экспорт гражданской продукции – 6%)». [3]

Ниже я позволю себе привести в краткой форме историю достижений вышеупомянутого предприятия ОАО «Балтийский завод» с момента основания (май 1856 г.) до сегодняшних дней.

В год основания у завода было длинное название: «Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона». «С 1866 года, когда была построена и испытана первая подводная лодка конструкции И.Ф. Александровского, по 1966 год на «Балтийском заводе» было изготовлено 134 подводные лодки. До 1918 года в России была построена 61 подводная лодка, из них на «Балтийском заводе» – 37. До начала Великой Отечественной войны «Балтийский завод» построил и сдал 55 подводных лодок разных серий (около 27% всех поступивших в строй ВМФ в 1930-1941-м годах). За военные и послевоенные годы – 42 подводные лодки. <…>

В 1952-1958 годах на «Балтийском заводе» сдали ВМФ 19 серийных подводных лодок проекта 613. в 1962 году балтийцы переоборудовали по проекту 665 шесть серийных подводных лодок с-61 («Комсомолец»). Также на заводе построили головную лодку проекта 651 – К-156 и 16 серийных лодок этого проекта.

В дальнейшем «Балтийский завод» изменил свою специализацию и сосредоточился на строительстве надводных кораблей и судов». [1]

««Балтийский завод» - настоящий машиностроительный гигант, способный строить корабли водоизмещением до 100 000 тонн. Помимо мощностей для непосредственного монтажа кораблей здесь располагаются многочисленные производства судового оборудования и агрегатов – от гребных винтов до котлов силовых установок. После постройки фрегатов для Индии завод не получал военных заказов. Но контрактами на постройку танкеров, газовозов, ледоколов и корпусов судов, которые потом отправляются на оснащение начинкой в Западную Европу, завод обеспечен до 2010 года включительно». [3]

Контрольный пакет акций «Балтийского завода» (как и «Северной верфи», входящей в «Объединенную промышленную компанию» (ОПК)) принадлежит владельцу Межпромбанка и сенатору от Республики Тыва Сергею Викторовичу Пугачеву.

Согласно данным на 1 мая 2005 года, предоставленные службой персонала, на «Балтийском заводе» работают 4200 человек.

В настоящий момент «Балтийский завод» продолжает строительство корпусов ролкеров по заказу норвежской верфи Fosen Mekaniske Verksteder; 19 января 2006 года заложил второй дизель-электрический ледокол серии, строящейся по заказу ФГУП «Росморпорт» с гордым именем «Санкт-Петербург»; завершил изготовление первого комплекта пусковой установки Club – N для Индии; изготавливает металлические конструкции общим весом более 1100 тонн для паромной переправы Усть-Луга – Балтийск.

Цель работы – изучить стратегии фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка, полностью их раскрыть, выявить проблемные вопросы и пути их решения, а также систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические навыки самостоятельного анализа и обобщения накопленных знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент».

Литературные источники, послужившие написанию данной курсовой работы приведены в разделе «Литература».

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, литература.